В Центральном государственном архиве ис-торико-политической документации Республики Татарстан хранится сборник документов в двух томах, содержащий материалы следствия, суда и реабилитации Хасана Туфана (1900-1981)1, Данные документы позволили дополнить биографию великого татарского поэта, большая часть творческого наследия которого до сих пор не опубликована.
Хисбулла Фахриевич Гульзизин-Хазратов-Кусинов (Хасан Туфан) родился 9 декабря 1900 года в. селе Ст.Киреметь Аксубаевского района. Жители этого села составляли своеобразную обособленную группу татар - "отпавших", которые во время насильственного крещения в 40-х годах XVIII столетия были причислены к христианам. В интеллектуальном развитии Х.Туфана определяющее значение имело его обучение в одном из передовых татарских учебных заведений - Уфимском медресе "Галия". Здесь он с первого же года посещает музыкально-литературный кружок шакирда медресе, молодого поэта Ш.Бабича. С начала 1915 года его учителем литературы был известный писатель Г.Ибрагимов.
После трех лет учебы наступает временный перерыв. Материальные трудности, связанные с войной, заставляют Туфана поступить на работу на металлургической завод в г.Лысове, где жил его брат. В 1917 году Хасан возвращается и возобновляет учебу.
Именно в медресе "Галия" Х.Туфан приобщается к национальному движению. 20 ноября 1917 года в Уфе собирается "Милли мәҗлес" (Национальное собрание), работу которого стенографировал молодой Х.Туфан. После ликвидации 11 февраля 1918 года "Милли мәҗлес" стенографические записи документов оставили в Уфе с условием, чтобы Х.Туфан перевел их полностью на арабскую графику и собственноручно передал бы в Уфе или в г.Петропавловске секретарю Национального собрания Галимзяну Акчурину. Видимо, до конца учебного года (1918) Х.Туфан работал над переводом, по окончании которого в сопровождении двух сокурсников отправился в Петропавловск. Не застав здесь Г.Акчурина, он уехал в Омск, где остался, надеясь, что встреча все-таки состоится. Возможно, чтобы "легализовать" свое пребывание там, Х.Туфан устроился учителем в казахское село Тауке, что в 40 км от Омска. Поздней осенью он выехал в Забайкалье, в декабре 1918 года находился не то в Верхнеудин-ске, не то в Чите, и, наконец выполнив поручение, возвратился к проживавшему в Тюмени брату.
В марте 1919 года его призвали в белую армию и отправили в Екатеринбург. При помощи "богатых доброжелателей" под предлогом увечья ноги ему выхлопотали отсрочку от службы на шесть месяцев. Чтобы как-то избежать новой мобилизации, он выехал снова в Омск, оттуда в Забайкалье. Пробыв некоторое время в Чите, Туфан устроился учителем в Верхнеудинске.
В 1918-1919 годах многие представители интеллигенции, состоятельные татары Поволжья и Предуралья (а почти все они являлись сторонниками автономии татар, националистами), спасаясь от репрессий и разграблений, уехали на Восток. Часть из них обосновалась в Забайкалье, во владениях казачьего атамана Семенова, а именно в Верхнеудинске и Чите, где занялась торговлей. Для своих детей они создавали новометодные школы и культурно-просветительские кружки, клубы. В начале 20-х годов забайкальская татарская диаспора находилась на этапе национально-культурного возрождения. Традиционные же центры, такие как Казань, Оренбург, Уфа, опаленные Гражданской войной, пережившие голод, находились в устрашающем упадке. В таких условиях, будучи учителем татарской школы в Верхнеудинске, Х.Туфан становится руководителем музыкально-драматического кружка и молодежного сектора местного "Милли идарә" (Национальное правление). Этот период его жизни оказался очень насыщенным и сильно повлиял на становление личности молодого поэта.
В 1921 году он был снова призван в белую армию, но "Милли идарә" ему как учителю выхлопотала отсрочку. В конце этого года Ту-фана приглашают на учительскую работу в Читу - столицу Дальневосточной республики. Там он так же был избран руководителем молодежной секции "Милли идарә", клуба-и художественно-драматического кружка. Эта благополучная жизнь внезапно закончилась: 14 ноября
С 1924 года Хасан Туфан начинает публиковаться. Сначала это несколько стихотворений в журнале "Октябрь баласы" (Дитя Октября) и в газете "Кызыл Татарстан" (Красный Татарстан). Затем он начинает плодотворно работать в жанре поэмы.
В 1930-1934 годах, по возвращении из двухлетнего путешествия по Кавказу и Средней Азии, Туфан работал в радиокомитете ТАССР редактором литературных и музыкальных передач. Позже, до 1937 года, - ответственным секретарем журнала "Совет әдәбияты" (Советская литература). Однако начиная уже с 30-х годов, его жизнь беспрерывно отравляли подозрения и преследования. Так, в середине 1934 года во время выборов правления Федерации советских писателей республики, писатель Ф.Сайфи, давая отвод кандидатуре Х.Туфана, заявил что он "не советский писатель, эмигрант, националист, вернувшийся из Харбина"2. За этим в 1935 году последовали допросы по делу Г.Ризванова, осужденного по делу Сирина (Батыршина)3, о работе в Забайкалье4. На протяжении всего следующего года советская критика открыто называла его "колчаковским офицером", "японским доброжелателем". В 1937 году Х.Туфан был изгнан из Союза писателей. Далее - жизнь на иждивении жены.
18 ноября 1940 года поэт был арестован. Следствие длилось три месяца, затем было продлено еще на один в связи с "выявлением" нового состава преступления ("антисоветская пропаганда, в частности, в поэме "Ант")
В действительности же подследственным поэт оставался еще целый год. В связи с передачей дела в военный трибунал 24 июня 1941 года Х.Туфан вынужден был пройти второй круг следствия. Несмотря на продолжавшиеся непрерывно в течение года допросы, в деле сохранилось всего лишь 18 протоколов. Все они крайне схематичны. Следствие интересовало, по преимуществу, механизм управления "Милли идарә" Верхнеудинска и Читы и география их контактов. Очевидно, что обвинительные материалы готовились заранее и весьма тщательно. За основу принимались показания самого Х.Туфана от 17 марта 1935 года по делу Г.Ризванова, а также протокол допроса бывшего верхнеудинца М.Сайфуллина, осужденного в 1938 году в Хорезме6. Большего, по меркам тех лет, и не требовалось. 7 марта 1942 года был приговорен к высшей мере наказания с конфискацией всего личного имущества. Но военная коллегия Верховного суда заменила расстрел десятью годами лишения свободы.
18 ноября 1950 года после окончания срока наказания вместо долгожданного освобождения Х.Туфан был навечно сослан в Устарский район Новосибирской области. Лишь 9 апреля 1956 года он на основании решения Генерального прокурора СССР обрел реальную свободу.
Сборник следственных материалов по делу Х.Туфана, хранящихся сегодня в ЦГА ИПД РТ, - ценный источник, содержащий информацию о малоизвестных фактах биографии поэта, особенно о забайкальском периоде жизни. Вниманию же читателей предлагаем так называемое "Письмо большевикам", написанное Х.Туфаном в заключении 11 августа 1945 года. Важно отметить то, что ко времени его написания «личные враги» поэта были уже расстреляны. Не зная об этом, Х.Туфан довольно резко характеризует их деятельность, А само письмо отличается достаточной субъективностью. Оценивая события тех лет, нельзя не принимать во внимание не только трагичность той эпохи, но и возможные, неизвестные нам мотивы поведения оппонентов Х.Туфана. В этом же письме поэт приводит убедительные аргументы, подтверждающие его невиновность, и пишет о страстном желании участвовать в борьбе против фашистов, "с черной силой всего прогрессивного человечества": "Нет, тяжелее нет наказания, как то, когда быть стоящим в стороне от тех грандиозных событий, происходящих в истории всего мира"