Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Габдулла Тукай
Габдулла Тукай - основоположник новой национальной поэзии, высоко
поднявший знамя гражданственности, народности и реализма. Продолжая и развивая
многовековые идейно-эстетические традиции как восточных, так и
русско-европейских литератур, опираясь на собственно-национальные истоки и
живые родники устного народного творчества, он создал поэтическую школу, под
благотворным влиянием которой выросло целое поколение не только татарских, но и
других тюркоязычных поэтов и писателей, что является давно признанной истиной.
"Поэзия Тукая,- писал известный востоковед И.С.Брагинский,- становится
знаменем первого, революционно-демократического направления, причем не только в
масштабе татарской культуры, но в большей мере и для культур народов Средней
Азии". Габдулла Тукай (Тукаев Габдулла Мухаммедгарифович) родился 14/26
апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Атнинского района
РТ) в семье простого приходского муллы. Будучи пятимесячным младенцем, он
лишился отца, а в возрасте четырех лет стал круглым сиротой. Дальнейшая судьба
мальчика зависела от милости и доброты людей, усыновивших его, хотя и не
надолго, и проявивших к нему родительские чувства. Так, в 1892-1895 гг. его
жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч.
Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал ее
радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих
воспоминаниях, Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления
кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след
любви к родной земле и ее простым чистосердечным людям. В дальнейшем детство
Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца
Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе
прогрессивно настроенных Тухватуллиных, кроме того посещал русский класс и
проявил высокую одаренность. Как известно, накануне первой российской революции в татарских
учебных заведениях наблюдалось сильное брожение среди учащейся молодежи - шакирдов.
Они требовали реформы учебных программ, освобождения их от схоластики. В старые
медресе проникали идеи просветительства и освобождения личности от
многовекового фанатизма, развертывалась борьба за светское образование,
обеспечивающее торжество человеческого разума над невежеством и отсталостью
нации в эпоху прогресса. Вовлеченный в этот процесс, Тукай начинает свои первые
литературные опыты, которые частично запечатлелись в рукописном журнале
"Аль-Гасраль-джадид" ("Новый век") за 1904 год. Он переводит
на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией
Пушкина и Лермонтова. Также не случайно, что его первым замечательным
поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения
А.Кольцова "Что ты спишь, мужичок?", опубликованный в 1905 году под
названием "Сон мужика". Начавшаяся в стране революция всколыхнула жизнь и в таком
небольшом городке, как Уральск. Здесь появились первые татарские газеты и
журналы "Фикер", "Аль-Гасраль-джадид", "Уклар" и
другие. Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и
статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по
городу демонстрациях. ""Да здравствует свобода! Довольно превращать в
золото народную кровь!" - такие возгласы сотрясали весь город..." -
пишет Тукай в статье "Праздник свободы в Уральске" (1906). Все его
творчество пронизывается боевым пафосом демократических лозунгов и идеалов. В
одном из первых его стихотворений "Слово друзьям" (1905) говорилось: Паук-чиновник нашу кровь пил много лет, Те годы не вернутся вновь, простыл их след. Дней лучезарных ясен свет, прекрасен свет. Свободы солнца греет нас лучом теперь.. (Перевод С.Олендера) В первую очередь именно идеалы демократической, гражданской
свободы ознаменовали собою то новое начало, которое обусловило интенсивное
развитие татарской литературы по пути народности. Отчетливой стала в ней
ненависть к самодержавно-бюрократическому строю, ко всем реакционным силам. Со
всей яркостью и принципиальностью проявилось это в тукаевском творчестве. Без борьбы нам нет надежды. Сбросим лишние одежды, Рукава смелей засучим, в драку жаркую вступая. В бой пойдем, грозой нагрянув на бездельников-ишанов, С громовым "ура" ударим, паразитов сокрушая. ( "Паразитам", 1906. Перевод Р.Морана) Так звучал боевой голос молодого поэта, ставшего на путь
решительной борьбы против тех, кто держал народ в духовном и умственном
оцепенении и невежестве. Он быстро овладел искусством социального памфлета. Под
его пером как бы стираются тематические и традиционные грани между поэзией я
публицистикой. В национальную поэзию широким потоком вторгаются
социально-политические понятия и общественные проблемы времени. Словом, уже
начальный этап тукаевского творчества явил собою образец страстного
гражданского проникновения татарской литературы в повседневность эпохи с
демократических позиций. В начале 1907 года Тукай покинул медресе "Мутыгия"
(Тухватуллиных). Началась его "вольная жизнь". Стихотворение
"Что рассказывают шакирды..." (январь 1907 г.) явилось как бы
декларацией, призывавшей интеллектуальное молодое поколение "идти в
народ": Старое забудем. В счастье и беде Мы народу будем Помогать в труде. Будем делить с ним Радость и горе, Будем с народом Всегда и везде. ( Перевод С.Липкина) Немало трудностей было на пути поэта. Революция шла на убыль. В
начале 1907 года власти запретили издание тех татарских периодических изданий,
в которых работал и сотрудничал Тукай. Третьеиюньский переворот 1907 года
означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это
было тукаевское стихотворение "Не уйдем!", в ярких строках которого
прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии.
Такие стихотворения Тукая, как "Шурале", "Пара лошадей",
"Родной земле", написанные одновременно с "Не уйдем!", были
посвящены теме Родины. Патриотические и гражданские чувства, питавшие
публицистический пафос "Не уйдем!", раскрываются в них в лирико-психологичес-ком
плане. Размышления о Родине, об отношении поэта к жизни и народу с особой
силой отразились в тукаевской поэзии уже в начале реакции. Стихотворение
"Приятелю, который просит совета..." (1907) проникнуто ощущением
сложности действительности и трудностей жизни простого человека. Жить тяжко, если ты не молишься мошне, Поклоны ей не бьешь, не предан ей вполне. Блаженствуй, если ты - реакции слуга, "Прямое" -
говоришь о явной кривизне. ( Перевод Л.Липскерова) Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань, чтобы посвятить свою
деятельность новым творческим задачам. Он здесь быстро входит в литературные
круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты
"Аль-Ислах" ("Реформа"). Однако его никогда не покидала
мысль о необходимости продолжать традиции национальной сатирической печати, без
которой он не мог представить развитие своего творчества и вообще татарской
литературы. Частично это осуществилось в издании сатирико-юмористических
журналов: "Яшен" ("Молния"), "Ялт-юлт"
("Зарница"). Все свои творческие возможности Тукай, можно сказать,
посвятил этим журналам. Через них он яростно боролся со всевозможными
проявлениями реакции. Его главным девизом стало: С кем только жизнь в злой расправе не бывала? Борясь, ты ей не уступай ни мало. ( "Жизнь", 1908. Перевод Л.Липскерова) Именно под этим девизом в условиях реакции поэт продолжал свою
борьбу и создавал прекрасные произведения. Уже ранний период творчества Г.Тукая был отмечен страстной
проповедью бескорыстного служения народу, хотя при этом у него преобладала еще
риторика любви к нации. Поэт быстро пережил такую просветительскую романтику,
все глубже проникая в реальный мир народа. Позднее, в условиях жестокой
реакции, он с болью отмечал, как бесчинствующее в стране зло подтачивает
"душу народа, силы народа". Поэтому он провозглашал: "Если
хочешь волновать народную душу, пусть будет полон напев твой горькой
печалью" ("Без заглавия", 1908). В творчестве Тукая возникает
целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений,
в которых исчерпывающе ясно выражено отношение к народу. Такие его
стихотворения, как "Осенние ветры", "Гнет",
"Дача" (1911), "Чего не хватает сельскому люду?" (1912),
"Надежды народа..." (1913) и другие являются классическими образцами
социальной лирики, в которых с потрясающей силой реализма раскрыта трагедия
народных масс. Поэт был весьма далек от слепой идеализации народа. Любя, он хотел
бы простить ему темноту, невежество, духовную подавленность, покорность судьбе
и все же не мог пройти мимо этих вековых болезней ("Гнет",
"Религия и народ", "Даже "Звезды" боится",
"Рассказ с печки" и др.). В тукаевском умении различать и оценивать
сильные и слабые стороны народного сознания сказалось
революционно-демократическое отношение к народу. Поэт глубоко проникся убеждением, что наступила эпоха героев,
жертвующих собою ради торжества свободы и счастья трудового человека. В разгар
первой революции он писал: "Наша нация нуждается в джигитах, которые, как
сыны других наций, отстаивали бы интересы беззащитного, обездоленного, бедного
и рабочего народа..." ("Национальные чувства", 1906). И в
дальнейшем поэт часто выражал свою неиссякаемую любовь к борцам за народное
счастье. Его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882-1912) и стихотворение,
посвященное его памяти ("Светлой памяти Хусаина", 1912), ярко
свидетельствовали о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим
современникам - борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной
человеческой совестью и духовным благородством. "Очень желательно,-
говорил он одному из своих современников, чтя память Х.Ямашева,- чтобы каждый
из нас вот также определил свое направление и действительно служил народу и
Родине"1. Несомненно, образ народного воителя, созданный Тукаем, является
одной из вех в исканиях татарской поэзии начала XX века, в ее стремлении
воплотить облик идеального героя. Такой герой в тукаевском представлении - это
носитель высокого гуманистического идеала служения народу. В этом его основная
нравственная нагрузка. Естественно, что такой образ не мог быть без элементов
идеализации и романтизации. Справедливо мнение, что "образ Ямашева,
созданный в высоком романтическом стиле, близок к образам Белинского,
Чернышевского, Добролюбова и Шевченко в поэзии Некрасова"2. В облике идеального героя Тукай хотел видеть духовный,
нравственный образец для себя и для своих современников. Им владела радостная
надежда, что татарская молодежь вновь выйдет на арену борьбы, оставленную
Ямашевым. В том же 1912 году в стихотворении "Татарская молодежь",
уже будучи тяжело больным, поэт горячо приветствовал молодое, верное
освободительному идеалу поколение: Пусть мрачны над нами тучи, - грянет гром, дожди пойдут, И мечтанья молодежи к нам на землю упадут. По вершинам, по долинам зашумят потоки вод. Грянут битвы за свободу, сотрясая небосвод. Пусть народ наш твердо верит всей измученной душой: Заблестят кинжалы скоро, близок день борьбы святой. ( Перевод С.Северцева) Все это подтверждает, что неистребимая вера в прогресс истории, в
народ и его честных сынов служила той идейной энергией, которая оплодотворяла
думы и чувства поэта, согревала его душу и освещала его короткую жизнь,
прошедшую в высоком творческом напряжении. В то же время веру эту невозможно
понять, как выражался сам поэт, "без всесильной, отрезвляющей и
побеждающей любую черную силу ненависти народа" ("Избавились от
несправедливости", 1912). Несомненно, ненависть Тукая к угнетающему человека миру, его
протест против социального и нравственного зла были отражением именно народной
ненависти. На этой почве сформировалась тукаевская сатира в ее различных формах
и жанрах. Ставшая полноправной в татарской литературе начала XX века сатира
выражала зрелость национального эстетического мышления и свидетельствовала о
выходе национальной литературы на реалистический путь развития. Она зорко
распознавала и выставляла на всенародное осуждение любые темные силы, стоявшие
на пути к свободе, счастью и прогрессу народа. Значение сатирической литературы
сам поэт оценивал очень высоко. "Сатира настолько сильна, что может
отрезанную голову снова посадить на шею", - говорил он ("Три
головы", 1911) и смотрел на сатиру "с надеждой посрамить зло
злом" ("Так-сяк", 1906). Вся поэзия и публицистика Тукая
насквозь пронизаны сатирой, иронией, сарказмом и юмором. Самым крупным его
сатирическим опытом в стихах явилась поэма-пародия "Сенной базар, или
Новый Ки-секбаш" (конец 1908 г.). В рецензии на нее Ф.Амирхан отметил:
"Это поистине самое совершенное произведение в татарской стихотворной
сатире, хорошо отвечающее своей цели...". Тукай смело использовал средства литературной пародии в борьбе с
социальным и идейно-нравственным пороком. И в данном случае, если автор
древнего "Кисекбаша" хотел показать борьбу за веру в высоких,
трагических тонах и коллизиях, то под пером Тукая эта борьба представала как
комедия уходящих из жизни реакционных сил. Герои "Нового Кисекбаша" -
обобщенные, гиперболизированные сатирические типы, действия которых наглядно
характеризуют всю фанатичную нелепость среды, процветавшей в годы реакции.
Размах тукаевской сатиры был очень широк: она бичевала как заядлых
реакционеров, так и лицемерных либералов и националистов. Критический накал татарской литературы достиг такого напряжения,
что он именно в тукаевской сатире нашел свое ярчайшее выражение: "Нужен
был смех горький, пронизывающий сердца, смех до слез, смех уничтожающий, смех
ураганный, переворачивающий вверх дном прогнившую татарскую жизнь. Известно,
что в таком случае юмор в виде безгрешного, беззубого, шаловливо-игривого смеха
не окажет большого воздействия. В борьбе против такого явления нужны были
сатира, не взирающая ни на что, сарказм убийственный, памфлет язвительный.
Нужна была ирония беспощадная. Именно так высмеял Г. Тукай татарский мир
старых, феодальных пережитков". О народности тукаевского творчества невозможно судить без такого
его качества, как высоко осознанное чувство патриотизма. Для поэта понятие
Родины было воплощением истории народа - его прошлого, настоящего и будущего,
воплощением народной судьбы в целом. В тукаевском сознании народ и история
родной земли были нерасторжимы. Его любовь к Родине, как и его любовь к народу
и свободе, превратилась в глубокое поэтическое вдохновение. Она неотрывна от
тех сугубо жизненных атрибутов и реалий, в которых выступает историческое бытие
народа: его труда, родных полей, лесов, жаркого лета, суровой зимы, языка,
песен, сказок и многих явлений, образующих конкретные черты образа народа и
Родины. Можно сказать, впервые в тукаевской поэзии такие стихотворения, как
"Родной земле", "Пара лошадей", "Не уйдем!", с
исключительной художественной силой и полнотой раскрыли интимный и социальный
смысл любви к Родине. Поэтому и "Шурале" - в тукаевском поэтическом
воплощении не столько простая сказка, сколько лирическая поэма, воспевающая
красоту родного края, полная аромата его лесов и полей, "зеленого
шума", восхваляющая храбрость джигитов-тружеников. Все эти произведения
были написаны в конце 1907 г., в дни, когда российская реакция наступала на демократию.
Это было время, когда определенная часть интеллигенции начала отходить от
идеалов демократии, поддаваясь антипатриотическим настроениям. Тукай не мог
мириться с теми, кто пытался принизить идеал служения народу и Родине.
Прекрасный пример тому - стихотворение "Не уйдем!", где отповедь
черносотенным шовинистам, грозившим татарам изгнанием из России, поднялась до
высокого идейного, политического звучания и где национально-патриотические
чувства органически слились с идеалом борьбы за свободную для всех народов
Россию: Здесь родились мы, здесь росли, вот здесь встретим смертный
час. К единой цели мы идем, свободной хотим мы России. ( Перевод С.Липкина) До конца своих дней поэт оставался твердо убежденным в том, что
лишь совместно с другими народами России татарский народ обретет свое счастье.
Он с уверенностью говорил: "Когда появляется какое-либо общее дело, когда
начинают веять ветры прогресса, - нации, как бы преодолев сковывавшее их
уединение, собираются вместе..." ("По случаю юбилея", 1913).
Именно идея исторического единства народов служила краеугольным камнем
народности, патриотизма и интернационализма татарского поэта. Пробуждение поэтической личности, формирование лирического героя в
татарской поэзии начала XX века были отмечены значительными трудностями и
противоречиями. В них отразился драматический и трагический мир личности,
прошедший через водовороты социальной действительности, ее исторические кризисы
и катаклизмы. На этом общем фоне особенно выделялась тукаевская лирика, в
которой раскрывалась духовная история молодого человека, стремящегося
перестроить свой внутренний мир и открыть в самой действительности красоту,
величие идеалов. Вместе с тем это была история борьбы за творческую честность и
чистоту человеческой совести, история борьбы с социальным злом и духовной
тьмой. Так утверждался идеал борьбы за раскованность человеческого духа.
Поэтому естественно, что тукаевский лирический герой был отмечен и
романтическим взлетом. Татарский поэт питал глубочайшую симпатию к таким
великим представителям русского и европейского романтизма, как Пушкин и
Лермонтов, Байрон и Гейне. Он сумел понять связь прогрессивного романтизма с
человеком и эпохой, его гуманистическую природу, полную, как он отозвался о
байронизме, "высоких, великих и прекрасных чувств" (II, 87). Тукай также воспевал гордый образ поэта-гуманиста, противостоящего
миру чистогана, обмана и несправедливости. Явна была здесь перекличка с
Пушкиным и Лермонтовым. Обращаясь к поэту-современнику, он советовал ему: Ты живи своею жизнью, чуждой всякой суеты, Шум бесплодный чужд поэту, от него скрывайся ты. Не сгибайся! Ты огромен в этом мире мелкоты. Если надо, пусть в поклоне мир согнется, а не ты. ( "На память", 1908. Перевод В.Тушновой) Важно то, что именно Тукаю было дано первым в татарской лирике так
сильно и искренне сказать о пробуждении в себе и в своем современнике
гражданского сознания и чувства долга перед обществом, народом и историей. Он
быстро и высоко поднялся над закостеневшими нормами дидактической поэзии и
открыл тайны изображения человеческих дум и чувств на почве исторического
отношения к действительности. Такое отношение дало поэту широту мироощущения,
разнообразие эстетических и общественных интересов. В одном из писем поэту-романтику
С.Рамиеву Тукай дал себе следующую характеристику: "Я ведь не только
чистый поэт, как ты. Я ведь и дипломат, и общественный деятель. Мои глаза видят
многое, мои уши слышат многое"1. И современники поэта подчеркивали именно
эту отзывчивость его таланта: "...темперамент Тукая,- писал, например,
один из них, - был излишне чувствителен и быстро реагировал на изменения в
окружающей жизни"2. Именно интерес к изменчивости и разнообразию жизненных
явлений, событий, человеческих переживаний, умение быстро вобрать их в свой мир
и претворить в поэзию лежали в реалистической глубине тукаев-ского
мироощущения, что свидетельствовало о его идейной и психологической активности
в восприятии действительности. Поэт отрицал всякую пассивность, проповедь
бессилия и непротивления злу, позицию мещанского равнодушия к страдающему
человеку. Он, одним из первых в татарской литературе, глубоко драматично
выразил идею личной ответственности художника перед народом: Нет свободы на моей дороге, Счастья нет, ходить устали ноги. Перед народом долг свой исполняя, Сей добро - вот жизни цель святая. ( Перевод С.Липкина)
|
Календарь | « Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|