Четверг, 25.04.2024, 16:45Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Мельниковой Светланы Михайловны
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Галиасгар Камал


Источник: Татарская энциклопедия: в 5 томах – Казань: ИЯЛИ, 2006
Т.3.- 664 с. 
КАМАЛ (Камалетдинев) Галиасгар Галиакберович (25.12.1879, Казань - 16.6.1933, там же), драматург, публицист, театральный и общественный деятель, Герой Труда (1924), народный драматург ТАССР (1926). 
Один из основателей национальной журналистики и организаторов татарского профессионального театра. В 1880-е гг. учился в медресе «Усмания» и «Халидия», в 1890-е гг. — «Мухаммадия», одновременно получил начальное образование в трёхклассной русской школе. Вопреки воле отца, желавшего видеть сына муллой, Камал избрал путь служения просвещению своего народа. 
В 1901 он организовал общество по изданию и распространению книг «Мәгариф котебханәсе» («Библиотека просвещения») и до 1905 руководил им. В 1905 работал в первой татарской газете «Казан мөхбире», в 1906 — в газете «Азат», являясь её фактическим руководителем, в том же году стал издателем и редактором этой газеты под новым названием «Азат халык». После выхода 15 номеров за публикацию материалов революционного содержания газета была закрыта, Камал оштрафован. В 1908—09 он издавал и редактировал сатирический журнал «Яшен», до 1917 работал в газете «Йолдыз» (во время Балканской войны 1912-13 был собственным корреспондентом в Турции), после 1917 — в газетах «Эш», «Эшче», «Кызыл Армия». 
К первым литературным опытам Камала относятся пьесы «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша», 1900; 2-й вариант 1908), «Өч бәдбәхет» («Три злодея», 1900; другое название «Уйнаш» — «Распутство», 1910) и перевод пьесы «Кызганыч бала» («Жалкое дитя», 1900) Н.Кемаля. 
Камал - драматург выступал в общем русле художественных традиций литературы просветительского реализма. Лейтмотив этих произведений — критика патриархального семейного уклада татар. В последующие годы раскрылся талант Камала как комедиографа. Он обогатил национальную драматургию и театральное искусство комедиями «Беренче театр» («Первое представление», 1908), «Буләк өчен» («Ради подарка», 1909), «Банкрот» (1911), «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города», 1911). В них с сатирических позиций Камал воссоздал картины жизни татарского общества начала 20 в., затронул проблемы отцов и детей, супружеских и семейно-бытовых отношений, создал яркие образы представителей национальной купеческо-мещанской среды, воспитанных в духе патриархальной старины. Общее направление тематики творчества — распад патриархальной жизни, зарождение новых отношений, взглядов, противоречия и борьба между старым и новым. 
Персонажи пьес Камала заняты «общественными» и «культурными» делами (Фатих, Насыр, Тариф, Карим — «Тайны нашего города»), выступают против всего нового (Хамза-бай — «Первое представление»), ставя превыше всего собственные корыстные интересы (Хамида — «Ради подарка»), нарушают элементарные правила делового партнёрства и человеческой порядочности (Сиразетдин — «Банкрот»). Почти все слои татарского городского населения (интеллигенция, духовенство, чиновники, приказчики, слуги и т. д.) представлены в пьесе «Тайны нашего города», которую высоко оценил Г.Тукай. Комедии Камала отличаются остротой конфликтов, динамичностью действия, насыщенностью событий, в них мастерски отображён внутренний мир героев, ярко высвечены национальные обряды, нравы, детали быта (обстановка и убранство дома, национальная кухня и др.). Автор проявил себя как мастер диалога, язык его комедий насыщен народным юмором. 
Поэтическое творчество Камала отражает господствовавшие в татарском обществе идеи и настроения в период Революции 1905-07. 
Он пишет о нуждах нации, надеждах на получение свободы, развитие национального просвещения, культуры и науки («Азатлык» — «Свобода», 1905; «Өндәү» — «Воззвание», 1905; «Безгә ни кирәк» — «Что нам нужно», 1906; «И, мөселман, йокламагыл!» — «Эй, мусульманин, не спи!», 1906 и др.). Разнообразна тематика публицистики Камала: отношение к Государственной думе и манифесту 1905 («3 нче ноябрь манифесты ни бирә?» — «Что даёт манифест 3-го ноября?», 1906; «Дума, дума, дума», 1906; «Депутатлар озату» — «Проводы депутатов», 1907 и др.), проблемы татарской общественной жизни («Кем гаепле?» — «Кто виноват?», 1905; «Искелек сакчыларына ачык хат» — «Открытое письмо сторонникам старого», 1906; «Ачларга ярдәм эшләре» — «Работа в помощь голодающим», 1907; «Иван Николаевич Харитонов», 1909; «Кыз сату» — «Продажа девушки», 1912 и др.). В своих рассказах Камал, отрицая бессмысленное, пустое времяпрепровождение, призывал направлять свои силы на полезные обществу и народу дела («Сабир хәзрәт яки гыйбрәт» — «Сабир-хазрет, или Поучительный пример», 1903; «Күгәргән алтыннар» — «Потускневшее золото», 1909). Камал пристально следил за развитием татарской литературы и театра, опубликовал множество литературно - критических статей и рецензий («Татарча театр» — «Театр на татарском», 1907; «Габдулла Тукаев шигырьләре» — «Стихи Габдуллы Тукаева», 1907; «Ачлык кушты» — «Голод заставил», 1908; «Яңа әсәрләр» — «Новые произведения», 1909; «Саран» пьесасы хакында» — «О пьесе «Скупой», 1915 и др.). В годы Гражданской войны он освещал события, происходившие в стране и республике, облекая революционное содержание в традиционные поэтические формы («Декламацияләр» — «Декламации», 1921). 
Творчество Камала после 1917 в художественном плане значительно уступает творчеству дооктябрьского периода. В поздней драматургии пропагандируются идеи социалистического переустройства общества. Работники советских органов, их сторонники становятся положительными героями, противники перемен подвергаются осмеянию (комедия «Хафизәләм иркәм» — «Милая Хафиза», 1922; драма «Өч тормыш» — «Три жизни», 1930 и др.). Камал — автор переводов на татарский язык многих произведений русской и зарубежной драматургии: «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» А.Н.Островского, «Скупой» и «Лекарь поневоле» Ж.Б.Мольера, «Индианка» Г.Хамида и др. 
Камал обладал самобытным талантом художника. Он автор первых иллюстраций к произведениям Г.Тукая, сатирических рисунков на актуальные общественные и политические темы в журналах «Яшен» (1907—08), «Ялт-Йолт» (1908-10). Как художник - график внёс значительный вклад в развитие культуры издательского дела в Татарстане; создал новые рисунки татарских шрифтов для Казанской типографии И.Н.Харитонова, первые театральные афиши. Им выполнено художественное оформление ряда спектаклей в татарском театре. В 1920-е гг. Камал усовершенствовал татарскую каллиграфию, разработал шрифты для журнала «Чаян», газеты «Кызыл байрак».

Источник : Камал Г. Банкрот: комедия в 3 действиях.- Казань, 1944.- 12 c. 

Классик татарской драматургии, отец татарского театра Галиаскар Камал родился в Казани, в семье бедного кустаря. Он учился в казанских медрессе, принимал активное участие в общереформистическом движении шакирдов, выступал против влияния феодального востока и полуфеодальных пережитков в татарском быту. 
Галиаскар Камал начал творить задолго до зарождения татарскою театра и заслуженно считается зачинателем татарской драматургии. Летом, во время ярмарки, бывая в Нижнем Новгороде, Г. Камал присматривался к жизни народа, посещая цирки, спектакли русских театров. У него появилось желание самому написать пьесу и в 1898 году создал свою первую вещь — драму «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша»), которая начала ставиться на любительских спектаклях и была напечатана в 1899 году. Окрыленный успехом, молодой автор написал вторую пьесу «Три подлеца». Вскоре Г. Камал открыл маленькую книжную лавку «Магариф», имевшую большое значение в деле объединения лучших представителей татарской литературы. Спустя некоторое время он привез из Константинополя много переводной литературы прогрессивных авторов и начал издавать переводную литературу с русского языка. 
В период 1905 года Г. Камал близко сошелся с первым татарским большевиком X. Ямашевым и рабочими соц. демократами, много работал по распространению социал-демократических листовок и брошюр на татарском языке. 
После 1905 года Г. Камал занялся журналистикой: стал издавать газету «Азат», заем «Азат Халык», но вскоре царские власти закрыли эту газету, а Г. Камалу удалось отделаться штрафом. 
В 1906 году в Казани был дан первый открытый спектакль на татарском языке. Г. Камал принял в нем самое активно» участие. В 1908 году Г.Камал, совместно с татарским народным поэтом Г. Тукаем, издавал юмористический журнал «Яшен». В этот период он написал пьесы: «Первый спектакль» и «Из-за подарка». После создания труппы «Сайяр» он всей душой отдался ее работе. 
Активно боровшийся против феодальных пережитков в татарской жизни, Г. Камал, как представитель реалистического театра, своих героев изображает в типичной им обстановке. Он мастерски показывает жизнь татарского купечества и мещанства. Хамза из пьесы «Первый спектакль», думающий, что пристав— это все на свете, и торговец Ахметзян из пьесы «Тайны нашего города» — являются классическими образцами скудоумия, тупости и невежества. Создав яркие образы, Г. Камал оказал неоценимую услугу росту артистических сил татарской сцены. Его пьесы «Любодей», «Трйны нашего города», «Банкрот», «Даджал», «Родня», «Женюсь, зачем женился?» и др. не сходили и не сходят со сцены. (Он написал более 15 оригинальных больших пьес и перевел более 100 пьес классиков русской и иностранной литературы). 
Один из основоположников татарского литературного языка, Г. Камал очень много сделал в смысле очищения татарского языка от тюркизмов, арабизмов, фарсизмов. В этой области он, работая рука об руку с Г. Тукаем, действительно добился огромных успехов. 
Немало потрудившийся и в области публицистики, Г. Камал в первые же годы Великой Октябрьской Социалистической Революции встал на сторону рабочего класса и трудящихся крестьян и весь свой талант, все свои силы отдал революции. В годы гражданской войны Г. Камал усиленно работал в области сатиры и юмора. В последние годы жизни он работал над большими произведениями, которые ему не удалось завершить. В 1920 году ему было присвоено звание народного драматурга Татарии. 
Комедия «Банкрот», как и «Тайны нашего города», является одной из сильнейших комедий как Г. Камала, так и всей татарской драматургии. Г. Камал в этой сюжетной комедии, написанной с большим мастерством, с необычайной силой изображает дикость, бескультурье татарской буржуазии. Сиразетдин — это собирательный тип татарского купца, стремящегося к единственной цели — наживе. Он приспосабливается к капиталистической жизни. Он сам очень далек от понимания основ этой жизни, но ради наживы идет на любую низость — доходит даже до того, что прикидывается сумасшедшим. Сиразетдина окружают подобные же ему людишки. Все эти Гульджиганы, старухи Нагимы, Туганым и др.—ограниченные люди, ведущие исключительно животный образ жизни. 
Татарский Государственный Академический театр имени Г. Камала, возобновляя в новой постановке спектакль этой классической комедии, ставит своей задачей показать жизнь татарской буржуазии во всей ее уродливости, во всей ее дикости, показать то, до какой низости доходила она во имя наживы. 
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz